Акулы, манты и ... снова акулы

Рассказ о сафари по Мальдивам в феврале 2022 года

Выбор Мальдив, как места для очередной клубной поездки был несложен – с одной стороны, там замечательный дайвинг, с другой, для поездки туда достаточно сдать тест, что в наше время повсеместных коронавирусных закрытий и ограничений тоже немаловажно.
Для этой поездки была выбрана яхта Blue. Хорошая большая яхта с итальянским менеджментом (что определило меню на яхте – столько пасты и спагетти за одну неделю я еще никогда не ел). К яхте прилагается большая и комфортная доня, что тоже немаловажно. Для тех, кто не в курсе, поясню, что доня (или правильно Дони) – это вспомогательное судно, которое идет в паре с основной яхтой и с которого и проводятся погружения. То есть, на основной яхте, где живут дайверы, нет снаряги, шума компрессоров и прочей дайверской суеты, что очень удобно. И в то же время к месту погружения дайверов доставляют не на хлипких зодиаках, а на довольно большой и комфортной лодке, на которой все идеально организовано для дайвинга.

Прилетели в Мале, разместились по каютам, послушали приветственный брифинг и начали отдыхать. Погружений в этот день не было, поскольку участники сафари прилетали разными рейсами и их подвозили на яхту вплоть до вечера. Ночью яхта перешла на Ари-атолл.
А на следующий день началась нырялка. На чек-дайве поборолись немного с излишней плавучестью и гидом, который непременно хотел отправить всех под воду с минимальным количеством грузов, погрузились и сразу упали на стаю некрупных орляков. Потом чуть подальше от нас прошла еще стайка орляков, еще увидели пару муренок и небольшую рифовую акулку. Для чек-дайва совсем неплохо) Остальные два дайва в этот день были неплохими, но невыдающимися: видели черепаху, прочую рифовую живность, немного прокатились на небольшом течении.

На второй день продолжили нырять на Ари-атолле. Первые два дайва сделали на Тилах (Тила – это недоостров. Риф, который подходит к поверхности, но верхушкой на нее не выходит). Сразу почувствовалось, что мы ныряем на Мальдивах - живности стало прибавляться, становилось все интересней. Третий дайв сделали на Fesdu Wreck. Неплохой рэк, давно затонувший и уже порядком обжитый кораллами и прочей подводной живностью, но нам, после нашего недавнего сафари по рэкам пролива Губал на Красном море, он показался игрушечным)

Вечером нам устроили «ночной дайв с мантой». Выглядит это действо так – на корме яхты ставят мощный прожектор, светящий в воду. На свет прожектора приходит планктон, на который, в свою очередь, может прийти манта. Дайверы при этом сидят на доне, полностью готовые к входу в воду, и ждут команды специально поставленного на корме человека, который караулит приход манты. И манта таки пришла. Не с первого, правда, раза, но пришла. Первый вход в воду оказался фальстартом. То ли специальному человеку померещилось, то ли она пришла и тут же ушла, но после спешного входа в воду манта под кормой обнаружена не была и после непродолжительного ожидания всем пришлось выбираться на доню и ждать следующей отмашки мантанаблюдательного члена команды. Но на второй раз все получилось как нельзя лучше. Манта пришла и долго кружила в круге света от прожектора, позируя восхищенным дайверам)

Третий день стал еще интересней: течения усилились, стали попадаться акулки побольше. Видели даже несколько довольно крупных серых рифовых акул и еще много всего очень интересного. Вечером нам пообещали «ночной снорклинг с китовой акулой», по примеру «ночнойго дайва с мантой» накануне. Принцип тот же самый – на свет кормового прожектора приходит планктон, а на планктон, по идее, должна приходить китовая акула. Но в этот раз что-то не срослось и китовая не пришла. Порадовало только то, что это должен был быть снорклинг, а не дайвинг. Мы приготовили маски-трубки-ласты и лениво чилили на верхней палубе в ожидании команды прыгать в воду и смотреть китовую. Если бы мы без толку просидели несколько часов в полной экипировке на доне, было бы реально обидно)

А вот четвертый день начался с замечательного дайва на Rangali Manta Point. Я обычно недоверчиво отношусь к сайтам с подобными названиями, зачастую именно тех зверюшек, именем которых они названы, на них и не встречается) Но этот сайт полностью оправдал свое название. Манты начались сразу и было их много! Они кружились во всех возможных направлениях и по всем возможным траекториям, уходили и возвращались, появлялись по две-три с разных направлений одновременно! В какой-то момент я понял, что, в какую бы сторону я ни посмотрел, я точно увижу парочку мант, на тот момент я насчитал сразу семь штук, позировавших нам одновременно! Они нас совершенно не боялись, подходили совсем близко, так близко, что до них, при желании, можно было бы дотронуться рукой! После этого дайва в лексиконе нашей команды появилось выражение «я видел желудок манты»)

Между первым и вторым дайвами гиды решили реабилитироваться за вчерашний вечерний облом и устроили нам «гонки за китовой». Мы перешли на доню, приготовили «снорклинг гир» (маска-трубка-ласты) и доня начала ходить галсами, ища китовую. И в этот раз они нам ее нашли! Мы попадали в воду и началась настоящая битва за право ее увидеть) Во первых, китовая плывет гораздо быстрее нас (это при том, что практически не шевелит плавниками). Во вторых, к нам тут же подошло еще несколько донь с других яхт и с них также посыпались снорклеры, которые тоже очень хотели посмотреть на китовую акулу. В итоге получилось настоящее месиво из рук, ног, ласт и прочих частей тела. Все эти части тела активно шевелились в попытке угнаться за акулой, поэтому прилетало всем и постоянно) Но зато мы увидели китовую акулу!

Оставшиеся два дайва не порадовали нас какой-нибудь суперической живностью, но вышли вполне достойными. Мы ныряли на западных склонах Тил, где кораллы не были убиты мощным цунами в 2014 году, поэтому эти дайвы вышли очень красивыми!

Случилось так, что в этот день был День Рождения у многоуважаемой Екатерины (более известной всем как Слон). И в честь этого знаменательного события команда устроила нам шикарное вечернее барбекю на песчаном пляже с музыкой, танцами, мастерски вылепленной из песка китовой акулой и прочими атрибутами веселого праздника! В общем, этот день сафари однозначно удался!

Следующий день также выдался феерическим! Мы начали нырять в Канду, каналах между Тилами, через которые внутрь атолла приходят океанические приливы, приносящие огромное количество планктона, привлекающего стаи рыб, которые, в свою очередь, привлекают различных мелких и крупных хищников. Все три дайва в этот день проходили по одной схеме – мы падали немного в стороне от рифа метров на 30-35 и, медленно двигаясь к рифу, какое-то время смотрели на буйство, происходившее вокруг нас. На подходе к рифу начиналось течение, мы цеплялись за риф специальными рифовыми крюками и, вися на крюках против течения, разглядывали проходящих очень близко крупных серых рифовых акул, орляков и тунцов. Так мы висели, пока не подходило к концу бездекомпрессионное время. На одном из дайвов произошла забавная история – гид спросил у Ани, сколько у нее осталось времени до дэки. Она посмотрела на свой компьютер и обнаружила, что времени-то у нее ноль. Аня задумалась, как ей показать «ноль» и придумала – сложила большой круг из указательных и больших пальцев обеих рук. Но, то ли нолик получился не очень ровным, то ли гид думал о чем-то своем, но гид решил, что Аня показывает ему сердечко, был очень польщен и позволил группе еще немного посмотреть на акулок, пока у меня уже компьютер не показал ноль до деки и я не дал гиду сигнал, что нужно уходить) Приблизившись к деке, мы снимались с крюков и летели на течении через канду, медленно поднимаясь. Незабываемое впечетление) Третий дайв был спланирован так, чтобы в конце течение принесло нас в лагуну у острова Alimathaa, где мы обнаружили несколько десятков отдыхавших на песке акул-нянек.

К этим акулам-нянькам мы и совершили ночное погружение. И снова получилось незабываемое зрелище – при неслабом течении, против которого с трудом удерживаешься, вцепившись всем, чем можно, в любую выпуклость на дне, над нами и вокруг нас ходили десятки акул! Не обращая на нас никакого внимания, частенько задевая нас хвостами и плавниками и иногда укладываясь рядом с нами отдохнуть настолько близко, что их можно было спокойно погладить! В общем, еще один дайв, который запомнится надолго!

Ночью яхта перешла на Felidhoo Atoll и завершающий день мы ныряли уже по пути оттуда к Мале. Первый дайв сделали на местной Тиле, вторым нырнули на Kuda Giri Wreck на Южном Мале-Атолле и в завершение сафари сходили на Fish Thank на Северном Мале-Атолле. Несмотря на близость к Мале, этот дайв также выдался запоминающимся) Рядом с этим сайтом расположена фабрика по переработке тунца с которой в воду периодически скидывают отходы производства (а именно, непонадобившиеся в консервах части этого самого тунца), отчего на сайте живет огромное количество гигантских скатов-хвостоколов и мурен разного размера и раскраски, от малюсеньких до гигантских. При этом, благодаря небольшой глубине, все это богатство хорошо видно с поверхности, где сноркелили те участники нашей группы, которые не могли нырять из-за раннего вылета на следующий день. В общем, этот дайв стал достойным завершением нашего замечательного сафари!

А оно и вправду вышло замечательным! Мы увидели все, что ожидали и даже немножко больше (некоторые утверждают, что на одном из погружений даже видели рыбу-парусника, что является огромной редкостью), причем, очень близко и в огромных количествах. Смущает одно – задана очень высокая планка и очень трудно будет ей соответствовать в будущих поездках. Но мы будем стараться!

На следующий день пара участников улетело домой, а большая часть группы осталась еще на сутки, подарив себе еще один день лета посередине зимы. Побродили по Мале, поели в местном ресторанчике, попили вкусных соков и, довольные собой, также двинулись в сторону дома.

Всем участникам сафари огромное спасибо за отличную компанию и до новых встреч!